м. Бердичів, Богунська, 27

Вне времени

Осо­зна­ние нашей без­на­деж­ной за­ви­си­мо­сти от вре­ме­ни по­мо­га­ет нам по­нять, по­че­му Бог не от­ве­тил на «по­че­му?» Иова. Вме­сто этого Он резко ука­зал на несколь­ко фун­да­мен­таль­ных фак­тов все­лен­ной, ко­то­рые Иов вряд ли мог охва­тить, и пре­ду­пре­дил: «Предо­ставь все осталь­ное мне». На­вер­ное, Бог дер­жит нас в неве­де­нии по­то­му, что ни Иов, ни Эйн­штейн, ни мы с вами не в со­сто­я­нии по­стичь «вид свер­ху». Мы не можем по­нять, какие «пра­ви­ла» при­ме­нять к Богу, Ко­то­рый живет вне вре­ме­ни в нашем по­ни­ма­нии и все же ино­гда вхо­дит в это время. По­ду­май­те о том, какая пу­та­ни­ца окру­жа­ет слово «пред­ви­де­ние». Знал ли Бог за­ра­нее, что Иов оста­нет­ся вер­ным Ему, и Он вы­иг­ра­ет пари? Если да, то разве это — на­сто­я­щее пари? А как на­счет при­род­ных бед­ствий на земле? Если Бог знает о них за­ра­нее, то кого тогда об­ви­нять, если не Его? Тем не менее (и это, по­жа­луй, — ос­нов­ная мысль, за­клю­чен­ная в ре­ши­тель­ной речи Бога к Иову), мы не можем при­ме­нять к Богу свои упро­щен­ные пра­ви­ла. Суть про­бле­мы вскры­ва­ет уже само слово «пред­ви­де­ние». Стро­го го­во­ря, Бог не видит наши по­ступ­ки «за­ра­нее». Он про­сто видит, как мы их со­вер­ша­ем, в Своем веч­ном на­сто­я­щем. Каж­дый раз, пы­та­ясь пред­ста­вить Божью роль в кон­крет­но взя­том со­бы­тии, мы неиз­беж­но смот­рим «снизу вверх» и судим о Бо­жьем по­ве­де­нии по из­мен­чи­вым стан­дар­там под­власт­ной вре­ме­ни нрав­ствен­но­сти. Но од­на­ж­ды мы, воз­мож­но, уви­дим про­бле­мы вроде: «Ви­но­ват ли Бог в кру­ше­нии того са­мо­ле­та?» — со­вер­шен­но в ином свете. Дав­ние споры Церк­ви о пред­ви­де­нии и пред­опре­де­ле­нии ил­лю­стри­ру­ют наши неук­лю­жие по­пыт­ки по­стичь то, что имеет смысл толь­ко для нас, жи­ву­щих во вре­ме­ни. В дру­гом из­ме­ре­нии мы, вне вся­ко­го со­мне­ния, уви­де­ли бы по­доб­ные во­про­сы со­вер­шен­но по-дру­го­му. Биб­лия гла­сит, что Хри­стос был «пред­на­зна­чен еще пре­жде со­зда­ния мира», то есть еще до Адама, гре­хо­па­де­ния, а зна­чит — и самой необ­хо­ди­мо­сти в ис­куп­ле­нии. Также нам ска­за­но, что бла­го­дать и веч­ная жизнь даны нам «во Хри­сте Иису­се пре­жде ве­ко­вых вре­мен». Как о чем-то можно го­во­рить, что оно про­ис­хо­ди­ло «пре­жде ве­ко­вых вре­мен»? Еще до со­тво­ре­ния вре­ме­ни Бог преду­смот­рел ис­куп­ле­ние пад­шей пла­не­ты, ко­то­рой еще даже не су­ще­ство­ва­ло! Но когда Он «вошел» во время, Бо­жье­му Сыну при­ш­лось жить и уме­реть по пра­ви­лам на­ше­го огра­ни­чен­но­го вре­ме­нем мира.

Опубліковано: 2020-04-15

Опублікував: Админ

Автор: Филип Янси

Джерело: Еqualibra

Повернутись до статей