м. Бердичів, Богунська, 27

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ

Недавно мне довелось поговорить с родным человеком, обиженным на Бога. В нашем общении был долгий перерыв, и я надеялся, что за прошедшее время произошли какие-то перемены. Но когда я спросил о жизни и пожелал Божьей защиты от страха и болезней в это лихое время, то в ответ услышал то же самое: «А разве что-то может измениться? Бог и так делает с нами все, что захочет. Мы всего лишь куклы». Очень печально слышать это. Потому что такие суждения оскорбляют Бога и унижают людей. Потому что мы не куклы, а Бог – не кукловод. Для тех, кто хочет обвинить Бога в произволе и насилии, библейские пророчества не оставляют никакого шанса. Предупреждая в них о грядущих бедствиях, Господь всегда оставляет шанс на исправление и спасение. Если хочешь продолжать в том же духе – погибнешь. Если хочешь изменить свой образ жизни – спасешься. Это послание хорошо передает пророк Иеремия: «Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться» (Иер. 4:1). Иными словами, мы сами определяем свое отношение к Богу и через отношение к Богу определяем свое же будущее. Человеческий фактор не устраним. Бог предлагает нам разные варианты будущего, но именно мы выбираем его. Иначе нельзя объяснить противоречия между тем, что Бог обещает мир и вдруг совершает суд, и напротив – возвещает скорое наказание и неожиданно его отменяет. Почему так? Да потому что люди в первом случае злоупотребляли терпением Бога и вызывали гнев, а во втором каялись и вызывали милость. Даже Иеремия иногда приходил в замешательство от столь неожиданных поворотов: «И будет в тот день, говорит Господь, замрет сердце у царя и сердце у князей; и ужаснутся священники, и изумятся пророки. И сказал я: о, Господи Боже! Неужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: "мир будет у вас"; а между тем меч доходит до души?» (9-10). Все потому, что у мира есть условие: «если хочешь». А если не хочешь мира – будет меч. Это не Бог поменял мир на меч, это был выбор людей. Это – результат наших «путей и деяний»: «Пути твои и деяния твои причинили тебе это; от твоего нечестия тебе так горько» (18). А также результат нашей глупости, в которой мы не видим прямой связи между нашим выбором в отношении Бога и нашим выбором в отношении будущего: «Это от того, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют» (22). Может показаться, что наша свободная воля настолько свободна, что свободна даже погубить нас самих. Но и здесь Бог сохраняет для нас последний шанс, сохраняет возможность свободы от нашей свободы, свободы от нашей разрушительной неразумной свободы: «Ибо так сказал Господь: вся земля будет опустошена, но совершенного истребления не сделаю» (27). А потому приглашение к лучшему будущему остается в силе: «Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли?» (14). Конечно же, «если хочешь». Только «если хочешь». Никакого насилия, никакого произвола.

Опубліковано: 05.21.20

Опублікував: Админ

Автор: Не указан

Повернутись до статей