Человеческая жажда реального Божьего присутствия может проявиться почти где угодно. Однако не стоит скоропалительно заявлять об обетовании близкого Божьего присутствия, не приняв во внимание те моменты, когда Бога словно не существует. С этим сталкивались великие святые, с этим столкнулся Иов, и рано или поздно с фактом Божьей скрытости непременно сталкивается почти каждый.
Кто-то возразит, что Бог не скрывается. Как гласит одна христианская наклейка на бампер: «Если Бог кажется далеким, угадай, кто от кого отошел?» Она подразумевает вину человека, однако это не всегда так. Например, в Книге Иова подробно описано время, когда отошел именно Бог. Даже несмотря на то, что Иов не сделал ничего плохого и отчаянно взывал о помощи, Бог все равно предпочел остаться «в тени». (Если вы сомневаетесь, что встреча с Божьей скрытостью — это нормальная составляющая странствия веры, просто полистайте труды христианских мистиков — людей, проведших жизнь в тесном общении с Богом. Попробуйте найти хотя бы одного из них, кто не описал бы периода суровых испытаний, «темной ночи души».)
Всем страдальцам и тем, кто находится рядом с ними, Иов преподает один важный урок. Сомнения и жалобы — это не симптомы слабой веры, а нормальные реакции, — настолько нормальные, что Бог позаботился о том, чтобы их включили в Библию. Никто не ожидает найти в библейских текстах аргументы противников Бога (скажем, мысли из «Писем с земли» Марка Твена или «Почему я не христианин» Бертрана Рассела), однако они там присутствуют почти в полном ассортименте — если не в Иове, то в Псалмах или Пророках. Библия словно предвосхищает наше разочарование, как будто Бог заранее дает нам оружие противодействия, понимая цену укрепления веры.
И, благодаря Иисусу, Бог, наверное, действительно понимает эту цену. В Гефсимании и на Голгофе каким-то непостижимым образом Богу Самому пришлось столкнуться со скрытостью Бога. «Бог, борющийся с Богом», — так Мартин Лютер сформулировал суть грандиозного сражения, разыгравшегося на двух скрещенных бревнах. В ту темную ночь Бог во всей полноте узнал, что значит чувствовать себя оставленным Богом.