м. Бердичів, Богунська, 27

Скрывающийся Бог

Чело­ве­че­ская жажда ре­аль­но­го Бо­жье­го при­сут­ствия может про­явить­ся почти где угод­но. Од­на­ко не стоит ско­ро­па­ли­тель­но за­яв­лять об обе­то­ва­нии близ­ко­го Бо­жье­го при­сут­ствия, не при­няв во вни­ма­ние те мо­мен­ты, когда Бога слов­но не су­ще­ству­ет. С этим стал­ки­ва­лись ве­ли­кие свя­тые, с этим столк­нул­ся Иов, и рано или позд­но с фак­том Бо­жьей скры­то­сти непре­мен­но стал­ки­ва­ет­ся почти каж­дый. Кто-то воз­ра­зит, что Бог не скры­ва­ет­ся. Как гла­сит одна хри­сти­ан­ская на­клей­ка на бам­пер: «Если Бог ка­жет­ся да­ле­ким, уга­дай, кто от кого ото­шел?» Она под­ра­зу­ме­ва­ет вину че­ло­ве­ка, од­на­ко это не все­гда так. На­при­мер, в Книге Иова по­дроб­но опи­са­но время, когда ото­шел имен­но Бог. Даже несмот­ря на то, что Иов не сде­лал ни­че­го пло­хо­го и от­ча­ян­но взы­вал о по­мо­щи, Бог все равно пред­по­чел остать­ся «в тени». (Если вы со­мне­ва­е­тесь, что встре­ча с Бо­жьей скры­то­стью — это нор­маль­ная со­став­ля­ю­щая стран­ствия веры, про­сто по­ли­стай­те труды хри­сти­ан­ских ми­сти­ков — людей, про­вед­ших жизнь в тес­ном об­ще­нии с Богом. По­про­буй­те найти хотя бы од­но­го из них, кто не опи­сал бы пе­ри­о­да су­ро­вых ис­пы­та­ний, «тем­ной ночи души».) Всем стра­даль­цам и тем, кто на­хо­дит­ся рядом с ними, Иов пре­по­да­ет один важ­ный урок. Со­мне­ния и жа­ло­бы — это не симп­то­мы сла­бой веры, а нор­маль­ные ре­ак­ции, — на­столь­ко нор­маль­ные, что Бог по­за­бо­тил­ся о том, чтобы их вклю­чи­ли в Биб­лию. Никто не ожи­да­ет найти в биб­лей­ских текстах ар­гу­мен­ты про­тив­ни­ков Бога (ска­жем, мысли из «Писем с земли» Марка Твена или «По­че­му я не хри­сти­а­нин» Бер­тра­на Рас­се­ла), од­на­ко они там при­сут­ству­ют почти в пол­ном ас­сор­ти­мен­те — если не в Иове, то в Псал­мах или Про­ро­ках. Биб­лия слов­но пред­вос­хи­ща­ет наше разо­ча­ро­ва­ние, как будто Бог за­ра­нее дает нам ору­жие про­ти­во­дей­ствия, по­ни­мая цену укреп­ле­ния веры. И, бла­го­да­ря Иису­су, Бог, на­вер­ное, дей­стви­тель­но по­ни­ма­ет эту цену. В Геф­си­ма­нии и на Гол­го­фе ка­ким-то непо­сти­жи­мым об­ра­зом Богу Са­мо­му при­ш­лось столк­нуть­ся со скры­то­стью Бога. «Бог, бо­рю­щий­ся с Богом», — так Мар­тин Лютер сфор­му­ли­ро­вал суть гран­ди­оз­но­го сра­же­ния, разыг­рав­ше­го­ся на двух скре­щен­ных брев­нах. В ту тем­ную ночь Бог во всей пол­но­те узнал, что зна­чит чув­ство­вать себя остав­лен­ным Богом.

Опубліковано: 2020-03-14

Опублікував: Админ

Автор: Филип Янси

Джерело: Еqualibra

Повернутись до статей