Церковь, в которой я вырос, стремглав пробегала мимо событий страстной недели, спеша услышать пасхальные кимвалы. У нас никогда не было богослужений на Страстную пятницу. Мы проводили Вечерю Господню только раз в квартал. Мы приберегали свои лучшие наряды, воодушевленные гимны и скромное украшение святилища для Пасхи.
Изучая Евангелия, я увидел, что, в отличие от моей церкви, библейское повествование, говоря о страстной неделе, не ускоряет, а замедляет темп. Как отметил один из ранних христианских богословов, Евангелия — это хроники последней недели Иисуса со все более удлиняющимися вступлениями.
У писателя и проповедника Тони Камполо есть вдохновляющая проповедь под названием «Сегодня пятница, но грядет воскресенье». В ней он говорит о том, что ученики, пережившие оба эти дня — и пятницу, и воскресенье, — узнали, что когда кажется, что Бога рядом нет, Он может оказаться ближе всего; что когда Бог выглядит совершенно беспомощным, Он может проявиться наиболее могущественно; что когда Бог кажется абсолютно мертвым, Он может возродиться к жизни. Ученики научились никогда не списывать Бога со счетов.
Впрочем, проповедь Камполо пропускает один день. Другие два дня заслужили себе названия в церковном календаре — «Страстная пятница» и «Пасхальное воскресенье», однако, с точки зрения действительности, наша жизнь протекает в субботу — день без названия.
Наверное, именно поэтому авторы Евангелий уделили гораздо больше места последней неделе Иисуса, чем нескольким последующим неделям, когда Он являлся воскресшим. Они знали, что дальнейшая история будет чаще напоминать субботу, промежуточный день, чем воскресенье — день торжества.
Можем ли мы поверить в то, что Бог силен получить что-то святое, прекрасное и доброе из мира, где есть Судан, Руанда и городские гетто в самой богатой стране на земле? Колеса истории человечества крутятся во времени между обетованием и его исполнением. Сегодня на планете Земля суббота, но когда же, наконец, наступит воскресенье?