м. Бердичів, Богунська, 27

В поисках совершенной церкви

Не так давно я по­бы­вал на кон­фе­рен­ции, про­во­ди­мой в Ин­ди­ане на вос­ста­нов­лен­ной тер­ри­то­рии одной уто­пи­че­ской об­щи­ны сто­лет­ней дав­но­сти. Про­во­дя паль­ца­ми по кра­си­вой от­дел­ке зда­ний и читая таб­лич­ки с опи­са­ни­я­ми по­все­днев­ной жизни этих ис­крен­них ве­ру­ю­щих, я изум­лял­ся внут­рен­ней силе этого дви­же­ния — од­но­го из несколь­ких де­сят­ков, по­рож­ден­ных аме­ри­кан­ским иде­а­лиз­мом и ре­ли­ги­оз­ным рве­ни­ем. Впро­чем, как мне ка­жет­ся, в по­след­нее время при­зы­вы к со­вер­шен­ство­ва­нию уже прак­ти­че­ски ис­чез­ли. Се­год­ня мы укло­ни­лись в про­ти­во­по­лож­ном на­прав­ле­нии — к свое­об­раз­но­му ан­ти­уто­пиз­му. Мно­гие церк­ви ор­га­ни­зо­ва­ли груп­пы «12 шагов», ко­то­рые по опре­де­ле­нию ис­хо­дят из неспо­соб­но­сти своих чле­нов быть со­вер­шен­ны­ми. Дол­жен при­знать, я и сам скло­ня­юсь к этому со­вре­мен­но­му ве­я­нию. Я за­ме­чаю, что у людей го­раз­до боль­ше спо­соб­но­стей к па­де­ни­ям, чем к со­вер­шен­ство­ва­нию, и я свя­зал свою судь­бу с Еван­ге­ли­ем, ос­но­ван­ным на бла­го­да­ти. Боль­шин­ство уто­пи­че­ских общин, на­по­до­бие той, по­сре­ди ко­то­рой я стоял, со­хра­ни­лись толь­ко в виде му­зеев. Пер­фек­ци­о­низм по-преж­не­му на­ле­та­ет на ба­рьер­ный риф пер­во­род­но­го греха. Как можем мы при­дер­жи­вать­ся в церк­ви иде­а­ла свя­то­сти, долж­но­го стрем­ле­ния к жизни по наи­выс­шим стан­дар­там, из­бе­гая по­след­ствий разо­ча­ро­ва­ния, ме­лоч­но­сти, зло­упо­треб­ле­ния вла­стью, ду­хов­ной гор­до­сти и ли­це­при­я­тия? Или задам об­рат­ный во­прос. Как можем мы, со­вре­мен­ные люди, де­ла­ю­щие ак­цент на под­держ­ке со сто­ро­ны об­щи­ны (и ни­ко­гда — на осуж­де­нии), ра­ни­мо­сти и са­мо­ана­ли­зе, удер­жать­ся от ис­ку­ше­ния ме­тить слиш­ком низко? Ин­ди­ви­ду­а­ли­сти­че­ское об­ще­ство Аме­ри­ки на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ной опас­но­сти зло­упо­треб­ле­ния сво­бо­дой, а ее церк­ви —зло­упо­треб­ле­ния бла­го­да­тью. Держа в уме все эти во­про­сы, я читаю но­во­за­вет­ные по­сла­ния. Меня от­ча­сти уте­ша­ет тот факт, что Цер­ковь бро­са­ло из сто­ро­ны в сто­ро­ну уже в I сто­ле­тии. Она укло­ня­лась то в пер­фек­ци­о­нист­ское за­кон­ни­че­ство, то в ра­ди­каль­ный ан­ти­но­мизм. Об одной из этих край­но­стей писал Иаков, о дру­гой — Павел. Каж­дое по­сла­ние со­дер­жит чет­кий кор­рек­ти­ру­ю­щий ак­цент, но все они под­чер­ки­ва­ют двой­ствен­ный ха­рак­тер Еван­ге­лия. Го­во­ря иначе, цер­ковь долж­на быть со­об­ще­ством людей, ко­то­рые од­но­вре­мен­но стре­мят­ся к свя­то­сти и успо­ка­и­ва­ют­ся в бла­го­да­ти, ко­то­рые осуж­да­ют себя, а не дру­гих, ко­то­рые по­ла­га­ют­ся на Бога, а не на себя. Церк­ви по-преж­не­му бро­са­ет из сто­ро­ны в сто­ро­ну. Кто-то укло­ня­ет­ся в одну сто­ро­ну, кто-то — в дру­гую. Но, читая по­сла­ния, я жажду уви­деть цер­ковь типа «и, и», по­то­му что я видел слиш­ком много общин «или, или».

Опубліковано: 2020-04-09

Опублікував: Админ

Автор: Филип Янси

Джерело: Еqualibra

Повернутись до статей